Месть, гнев, осуждение

Месть, гнев, осуждение.

 

1.     Отношение к человеческому злу и социальной справедливости в Ветхом и Новом Завете.

2.     Новозаветное неотомщение и всепрощение.

3.     Божественная и человеческая справедливость.

4.     Всепрощение в масштабах государства и общества.

5.     Материальное и духовное проявление зла.

6.     Любовь к врагам, Божественное и человеческое прощение.

7.     Прощение - путь к социальной справедливости и вечной жизни.

8.     Осознание, обличение и осуждение чужих грехов.

9.     Отношение Церкви к сознательным грешникам и еретикам.

10.  Духовная сущность наших мыслей, слов и дел.

 

*** 1 ***

         Несмотря на научно-техническое могущество современной цивилизации, идеи гуманизма и социальной справедливости стремительно теряют свой подлинный смысл и значение. Фактически современное человечество продолжает жить по «диким», немного смягченным или вернее «украшенным», законам первобытного мира. За красивыми словами о  «свободе, равенстве, братстве», по прежнему скрывается торжество грубой силы, когда правым всегда оказывается  физически  сильный, богатый и имеющий власть человек.

      По сравнению с дохристианским миром в современном обществе наблюдаются явные улучшения социальных отношений. И одновременно, несмотря на внешнее благополучие, отношения между людьми на государственном, коллективном и бытовом уровне, мало отличаются от порядков, царивших во времена первых человеческих цивилизаций.

         С первого взгляда современное человечество образует вполне культурное мировое сообщество. Тем не менее, на земле до сих пор не прекращаются голод, эпидемии и войны. Причем самые страшные и разрушительные из них провоцируются и создаются наиболее технически развитыми и «культурными» нациями. Вежливые манеры и поверхностная культура продолжают скрывать зло искаженного и падшего человечества, почти не исправляя его практическим творчеством праведной жизни, бескорыстного добра и самоотверженной любви.

      Из-за гордой греховности человечества, не желающего жить по заповедям Творца, во все времена грешные люди вполне искренне считают, что сильный, богатый и знатный человек всегда прав. Естественно, что грешник относит к правым, прежде всего, себя самого. Данное мнение нисколько не потеряло силы в наше время. Как и несколько тысяч лет назад,  люди продолжают с «удовольствием» подавлять и подчинять друг друга всеми возможными способами, с помощью войн и тоталитарных государственных режимов, науки и техники, насилия и обмана, лжи и предательства.

 

*******

         В «библейские» времена, при возникновении первых государств, когда законы организованного общества только зарождались, никто не удивлялся, если сильный и богатый человек без смущения подчинял окружающих. Ветхозаветный закон «око за око, зуб за зуб», был для своего времени вершиной социальной справедливости. Данный закон утверждал право справедливого наказания за зло, отстаивая равенство людей перед законом независимо от личности человека.

      Время Ветхого Завета давно ушло, но нравы греховного человечества продолжают оставаться прежними. В лучшем случае люди сохраняют между собой «вооруженный нейтралитет», основанный на правиле «не трогай меня, и я не трону тебя». Когда кто-то первым нарушает «перемирие» и наносит обиду, обиженный при возможности обязательно стремится отомстить, считая правило «око за око, зуб за зуб»  естественным законом межчеловеческих отношений и своим «заслуженным» правом.

      Люди на удивление быстро «забывают» зло, которое мы творим окружающим, и начинают требовать справедливости лишь тогда, когда дело касается их личных обид. Если говорить о греховных порядках, царящих в нашем искаженном мире, особенно среди животных, то месть за незаслуженную обиду вполне справедлива. Впрочем, животное не столько мстит, сколько просто защищает свою жизнь. Тем более правило мести не подходит высокоразвитому разумному существу, каким является человек.

        Пришло время, и Божественное откровение Нового Завета явило человечеству полноту духовной Истины. Именно христианское учение впервые показало миру подлинный смысл и настоящую цель человеческого бытия.  Несмотря на то, что греховность человека толкает его на мщение, не давая забывать обиды, каждый разумный человек обязан жить по Божественным законам любви и всепрощения, прощая зло, помогая друг другу и по возможности не отвечая ударом на удар.

 

*** 2 ***

         Неотомщение и прощение обид в личной и общественной жизни, в сфере политических отношений между народами и  государствами,  представляет единственное средство для установления подлинного мира на нашей планете. Печально, что только малая часть человечества следует данному правилу.

      В результате земная цивилизация «успешно» склоняется на путь зла, государственной тирании и социальных катастроф. Не обращая внимания на призыв Спасителя мира Господа Иисуса Христа, современный цивилизованный, научно и технически развитый мир продолжает жить по «закону джунглей», быстро двигаясь к закономерному самоуничтожению.

      Естественно, что правило христианского всепрощения и неотомщения нельзя понимать буквально, доводя ситуацию до абсурда. В жизни отдельных людей и коллективов, народов и государства, часто возникают экстремальные ситуации, когда мирные люди вынуждены защищать себя от грубого насилия с помощью оружия и ответных ударов, даже если это приводит к гибели нападающего. Государственная власть и закон, полиция и армия жизненно необходимы для сохранения общества от разгула анархии и произвола грубой силы.

      В личной жизни каждый человек, которому грозит реальная опасность, имеет полное право защищать себя и свою семью с применением силы. Конечно, при этом надо соблюдать пределы необходимой самообороны, особенно не разрешая овладеть собой мстительным чувствам, приводящим к ответному неконтролируемому насилию. Что же касается повседневных житейских ситуаций, когда люди досаждают друг другу «по мелочам», то здесь не только христианин, но и каждый культурный и воспитанный человек, может и должен руководствоваться принципом прощения  и  неотомщения личных обид.

      Принцип «неотомщения» должен применяться нками в подавляющем большинстве ситуаций. Причина такого «несправедливого» поведения заключается в том, что принцип «справедливой» мести только кажется справедливым самолюбивому и гордому  земному человеку. С первого взгляда незаслуженно обиженный человек, коллектив и целая страна, имеют полное право требовать полного отомщения своих обид. Но для трезвого решения вопроса достаточно вспомнить о собственной греховности, которая заставляющей нас неограниченно причинять зло окружающим мыслью, словом и делом.

      Мы «привычно и обычно» творим зло, сами того «не замечая». Наносимые нам обиды фактически являются возвращением долгов и заслуженным, справедливым  наказанием, жаловаться на которое глупо и бессмысленно. Даже в случае действительно незаслуженной обиды человека, никому не сотворившего зла (заметим, что данная ситуация существует скорее теоретически, очень редко встречаясь на практике), неотомщение и полное прощение представляет лучший способ установления духовного мира для обиженного, лучшую возможность вразумления и исправления обидчика.

      Кто-то посмеется над христианским всепрощением, считая его бессмысленной глупостью, кто-то просто его не заметит, а кто-то обязательно задумается о том, почему верующий прощает зло, когда большинство людей стремится отомстить. В итоге мир и человечество медленно, но верно меняются к лучшему. Сознательному христианину, подражающему Господу Иисусу Христу, приходится бесконечно страдать и прощать своих обидчиков, потому что это единственный способ, реально уничтожающий в мире власть зла.

      Творчество христианского всепрощения не ограничивается пассивным прощением обид, и обязательно продолжается активным творчеством самоотверженной любви по отношению к людям. В ответ на зло, христианин обязан проявить к обидчику жертвенную братскую любовь, бескорыстно помогая ему материально и духовно, ведь только так можно исправить гордого и самолюбивого грешника, показав ему путь истинного добра.

 

*** 3 ***

         Лучшими правилами дохристианского мира были законы «око за око и зуб за зуб», «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Это так сказать «естественные» законы греховного земного человека или настоящая «человеческая» справедливость. Однако человек с бессмертной душой не имеет права останавливаться на данной ступени развития, близкой к животному миру. Ведь идеалом для нас является Всеблагой, абсолютно Святой и Любящий Творец Вселенной.

      Господь бесконечно прощает Свое заблудшее создание, давая возможность жить и творить всем людям - добрым и злым, посылая земные блага праведникам и грешникам. Точно также обязан поступать настоящий человек, призванный Богом любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих. Это и есть путь полноценного духовного развития, который благодатно преображает человека в богочеловека и сына Божия, деятельно уничтожая на земле власть зла.

      Господь абсолютно справедливо оценивает человека подобно тому, как человек оценивает и судит своих братьев. Заметим, что Господь никогда не наказывает нас в смысле принудительного и насильственного воздействия на грешника. Каждому из нас Он предоставляет свободный выбор добра и зла, который приводит к тому, что человек сам награждает или наказывает себя, выбирая один из двух духовных путей, ведущий к спасению или погибели души.

      Кроме подражания Всеблагому Творцу, еще одной ведущей причиной, делающей принцип неотомщения и всепрощения незаменимым, является греховность земного человека. В большинстве случаев люди хорошо видят чужие грехи, дающие пищу для удовлетворения мнимых и действительных обид, но зато не замечают собственного зла, наносимого окружающим.

      В итоге мстительный человек несет людям одно зло, одинаково отвечая мщением на действительные и незаслуженные обиды. Самолюбивый эгоист, не замечающий свои грехи, уже не может или вернее не хочет исправляться в лучшую сторону. В итоге подобная человеческая «справедливость» закономерно превращается в жестокосердое удовлетворение нашей гордости в личных и общечеловеческих масштабах. 

 

*** 4 ***

         Принцип христианского всепрощения необходимо применять не только на уровне отдельной личности, семьи или коллектива, но обязательно в общественных и государственных масштабах. Вопросы социальной несправедливости и человеческого зла, преступления и наказания, особенно болезненно проявляются в общественной жизни.

      Из-за греховной несознательности человечества, «государственная машина» в большинстве случаев вынуждена поддерживать общественный порядок с помощью твердых законов и вооруженной силы. Люди по своей же вине не могут обойтись без жесткого государственного контроля и обязательного наказания преступников. Мы сами отказываемся добровольно следовать требованиям общечеловеческой  нравственности и законам духовного, то есть религиозного развития.

      Неудивительно, что отрезвить злого и гордого человека способно только принуждение  и наказание, да и то не всегда.      Естественно, что болезненная греховность земного человека, никоим образом не оправдывает факты ненужной, излишней жестокости, когда ответ на насилие и правосудие переходят дозволенные границы, когда человек не может остановиться в мщении, а государство вместо перевоспитания преступника в буквальном смысле занимается его мучением.

      О том, как должен поступать отдельный человек, мы уже говорили.  Что касается государственной власти, то она имеет полное право жестко наводить общественный порядок, силой изолируя своих опасных членов. Преступник должен ответить за преступление, но суд и наказание необходимо основывать на принципах беспристрастной оценки и христианского милосердия. Карающий гнев, не учитывающий внутренние, духовные причины преступления, является плохим средством для исправления любого преступника.

      Никто не спорит с тем, что существуют практически неисправимые люди, которые любят творить зло, не желают исправляться и смеются над проявлениями христианского всепрощения. Но в большинстве случаев возможность духовного перевоспитания преступника сохраняется, и вернуть человеку человеческий облик можно лишь при условии христианского прощения его злых дел, которое естественным образом приводит к сознательному исправлению грешника-эгоиста.

      Только нелицеприятная, бескорыстная христианская любовь может разумно сочетать меру действительного прощения и обязательного наказания. Данное правило одинаково относится к личной и  общественной жизни. Любое, самое справедливое наказание, совершенное без любви по «букве закона», нисколько не исправляет преступника. Воздействие на злого человека должно быть таким, чтобы оно перевернуло его внутренний мир человека, дав ему понять ужасающий мрак зла, совершенного по отношению к людям. Таким «наказанием» и является христианское милосердное неотомщение и прощение человеческого зла.

      Человек, получающий право суда и наказания людей в семье, коллективе и обществе, строже всего обязан контролировать и судить самого себя. Тогда наказание принесет пользу и не превратиться в бесконтрольную месть, в  безнаказанное издевательство над грешником,  преступником или просто беззащитным и невинным человеком.

      Христианское неотомщение вовсе не означает допущения вседозволенности зла и неразборчивого всепрощения любых грехов. Злой мирской или духовный преступник должен быть строго обличен, и при необходимости справедливо, даже сурово наказан для его же пользы. Но при наказании первым инструментом является благодатное воздействие искреннего прощения бескорыстной любви. Только на примере простого доброго отношения злой человек может понять, что духовной основой человеческой  жизни являются любовь и добро, а не грубая сила, власть и богатство.

    

     14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.  15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.  1616 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
     17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.  18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.  19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.  20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

    21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.  22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Мф 5 (14-23)

 

       38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.  39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;  40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;  41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.  42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

      43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.  44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,  45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.  46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?  47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?  48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Мф 5 (38-42)

 

 1 Не судите, да не судимы будете,  2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.  3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?  4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Мф 7 (1-5)

 

*** 5 ***

         Человеческие законы и богооткровенные религиозные заповеди одинаково сходятся во мнении насчет того, что любой материальный вред причиняемый людям (в крайней форме он выражается в убийстве физического тела) является преступлением и заслуживает законного наказания.

      Но религия идет дальше, открывая знание о том, что вредное материальное воздействие на земное тело, представляет лишь одну, наиболее «грубую» форму злых дел. Как тело, так и душу человека, можно успешно убивать без прямого физического воздействия. Впрочем, в человеческих законах тоже существует понятие морального вреда, явно травмирующего психику человека.

      Проявляя гнев и ярость, ненависть и зависть, выражая свое отношение к людям в оскорблениях и ругательствах, злой человек-грешник невидимо излучает на окружающих черную демоническую энергию. Не говоря уже о том, что плохие слова могут запросто спровоцировать плохие дела.

        Благодатная  энергия любви и добра укрепляет и исцеляет телесно-душевное естество человека. Демоническая энергия зла является губительным орудием духовного и физического убийства, нанося телу и душе раны не менее действенные, чем физическое насилие. Зачастую духовное зло приносит физическому телу больше вреда, чем прямое телесное воздействие. В сущности, телесное здоровье зависит от психического состояния в большей мере, чем душа зависит от тела. Недаром говорят, что большинство болезней происходит «от нервов».

      Любые гордые и эгоистичные мысли, словесное проявление неприязни, гнева и ненависти, любое ругательное слово, даже сказанное «просто так», несет в себе заряд черной энергии зла. Ничто не может оправдать наше мысленное и  словесное зло, выражающее себя в виде «обычных, беззлобных» ругательств и плохих мыслей.

      Нередко слишком эмоциональные, «ультраправославные» верующие пытаются «утверждать» веру, жестко критикуя чужие грехи, сурово укоряя грешников и даже прямо осуждая их на вечную погибель. Разрешение на прямое обличение грехов и грешников дается лишь немногим святым, которые, как например Иоанн Креститель, имеют способность правильно выявлять грехи, проявляя «чистый» праведный гнев, не несущий в себе зла по отношению к конкретным людям. Фактически для христианина разрешен один единственный путь обличения греха и зла - путь личной святости и любви, воздействующий на людей примером праведной жизни и добрых дел.

 

*******

         По словам Спасителя, всякий человек, словесно проявляющий зло по отношению к людям, подлежит суду как преступник, нарушающий социальные и духовные законы общества. Первым делом из речи нормальных людей должны исчезнуть любые ругательные слова и особенно нецензурная брань. Матерные ругательства представляют наиболее мерзкую форму словесного греха, которую только смогли придумать падшие ангелы-бесы. Такие ругательства являются худшим оскорблением и попранием самого святого - матери человека, дающей ему земную жизнь.

      Матерные ругательства до последнего предела извращают человека буквально до положения мерзких органических отбросов, унижая  нашу духовную сущность, являющую собой образ Божий. Нецензурная брань это хула на Бога Творца, хула на Богочеловека Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу, хула на нашу богоподобную сущность, пытающаяся приравнять сотворенного Богом разумного и бессмертного человека к самым презренным вещам и страстям, стоящим ниже животного мира.

      Не только бесконтрольные оскорбления и нецензурная ругань являются запрещенной формой «словесного» зла. Самолюбивый «верующий», насмешливо унижающий окружающих людей, обзывая их глупыми недоумками, бесполезными для общества и Церкви, что в простом наречии звучит как «дурак», подлежит духовному церковному суду. Гордец, который считает себя лучше и умнее остального человечества, и потому легко объявляет окружающих идиотами, подлежит за свою гордость наказанию в аду.

         Может показаться, что словесные проявления злости, эгоизма и гордости не должны наказываются так строго. На самом деле это совершенно правильное отношение к словесному злу. Злые мысли и слова несут людям величайшие беды не только в невидимой, «энергетической» форме, закономерно и неминуемо переходя в видимые, ясно ощутимые злые  дела.

 

    21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.  22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Мф 5 (21-23)

 

*** 6 ***

         Несмотря на богооткровенную основу, ветхозаветные религиозные законы, так или иначе, отражали греховность человечества, утверждая преимущественно юридические  отношения между людьми и отклоняя в сторону подлинную справедливость бескорыстной добродетели. Верующий «имел право» отвечать заслуженной любовью хорошим людям и мог «справедливо» отмстить своим действительным врагам, творящим ему зло. Подобное понимание межчеловеческих отношений является «естественным» для начальной ступени духовного развития человеческого общества. Греховному человечеству пришлось долго осознавать запретность зла, справедливость наказания за грехи и естественность вознаграждения за добро.

         Для нас кажется нормальным любить хорошего человека, отвечая ему добром на добро. Однако этого недостаточно для верующего человека, берущего за образец Всеблагого Творца Вселенной. Помогать тому, кто постоянно помогает тебе, довольно просто. Но подобное добро по сути дела представляет собой смягченную разновидность корыстного себялюбия. Христианин, творящий лишь такое «добро», еще ничем не отличается от иноверующих язычников и мирских грешников, взаимно помогающих друг другу к обоюдной выгоде.

      Христианское учение призывает нас к сознательному добру, подобному чистой Любви Всеблагого Творца. Господь не различает людей на хороших и плохих, на верующих и неверующих, на христиан и язычников, одинаково заботясь о материальном благе и духовном спасении всего человечества. Стремясь к духовному совершенству, христианин обязан подражать Святости и Любви Творца, проявляя любовь к своим врагам, и благословляя тех, кто нас проклинает и злословит. Христианин призван искренне молится за вразумление и спасение обижающих его злых людей,  бескорыстно творя добро тем, кто его ненавидит. Это и есть  исполнение высшего  духовного закона, уподобляющее человека Богу и  спасающее наш мир от власти зла.

      В большинстве случаев рассуждение  обиженного человека, утверждающего, что он первый  не трогал своего врага, а значит, имеет полное «право» отомстить, только с первого взгляда звучит логично. На самом деле это не так. Во первых из-за нашей греховной слепоты чувство самолюбивой мести чаще всего возникает на «пустом месте». Эгоистичные и гордые люди склонны к отомщению не только в случае действительной обиды. Мы мгновенно начинаем злиться на людей, когда кто-то проявляет к нам неуважение или замышляет причинить нам зло. Или вообще придумываем кажущиеся несуществующие обиды.

      Во вторых христианское смиренномудрие учит нас понимать человеческие обиды, как совершенно справедливое возмездие за сотворенное и забытое нами зло. В случае реальной обиды нам необходимо помнить о том, что все люди, и мы в том числе, постоянно, сознательно или косвенно, творят зло друг другу, а значит, просто не имеют права на «справедливую»  месть.

*******

         Психически нормальный и образованный, культурный и умный, добрый и мудрый человек обязательно помнит, что кроме прав на личную свободу, у него есть обязанности по отношению к обществу и человечеству. Именно они делают из него настоящего человека.

         Греховный земной человек хорошо «знает» свои права, выражающие преимущественно гордые и злые эгоцентричные наклонности. Но мы странным образом «незнаем» или специально «забываем» свои обязанности по отношению к людям, особенно христианский долг бескорыстной любви. В большинстве случаев люди творят больше зло, чем добро, в результате чего «справедливое» право на обиду и мщение превращается в разрушительное проявление нашего греховного самолюбия.

      Гордый грешник считает смиренное неотомщение человеческого зла, не говоря уже о бескорыстном добре, бессмысленным и глупым делом. Только путь христианского всепрощения дает нам возможность проявить настоящую любовь к людям и принести в мир хоть немного реального добра. Отомстив, человек удовлетворяет лишь свой эгоизм, отравляя душу и мир дополнительной частицей зла. Бескорыстно простив обиду, мы очищаем от власти зла и спасаем собственную душу, одновременно принося пользу окружающим людям.

      Любое злое - себялюбивое, обидчивое и мстительное чувство, как бы справедливо оно ни казалось, разрушает и губит, прежде всего, самого человека. Удовлетворение чувства мести не дает душевного успокоения, бесконечно мучая ум и сердце гордого себялюбца. Мстительный человек  никогда не удовлетворит свои желания, и будет становиться все злее и злее, превращая месть в источник непрекращающегося зла по отношению к себе и людям.

      Человек, утверждающий непреложность мстительного воздаяния, вряд ли сможет бескорыстно творить добро даже близким и хорошим людям. Ни один человек не способен одновременно ненавидеть врагов и самоотверженно любить друзей и близких.

         Человек, зараженный злобой по отношению к людям, неминуемо скатывается в пропасть эгоизма и гордости. Для гордеца единственно хорошим человеком является он сам и больше никто. Гордый эгоист способен лишь терпеть взаимно удобных и приятных для него людей, причем терпеть до тех пор, пока  от  человека можно получить корыстную выгоду.

 

*******

         Христианин получает благодатную помощь для проявления  самоотверженной любви и бескорыстного добра только при условии соблюдения строгого запрета на проявление любых мстительных мыслей, слов и дел.

      Нередко даже у верующих людей, несмотря на понимание ими первичной важности христианского всепрощения, на душе остается горький осадок от несправедливых и незаслуженных обид. Тем не менее, каждый христианин обязан укрепляться в творчестве самоотверженной любви, с радостью, легко и спокойно прощая своих обидчиков и врагов. Чем искреннее христианин старается творить людям добро от чистого сердца, тем свободнее нисходит на него благодатная сила Святого Духа, открывающая нам познание Божественных законов, укрепляющая наш внутренний душевный мир, дарующая человеку духовную награду богоподобной вечности.

      Бескорыстно творя добро не только хорошим, но и плохим людям, христианин становится подлинным человеком, а затем и богочеловеком, подобным Богочеловеку Иисусу Христу. Смиренное всепрощение уподобляет христианина Всеблагому Творцу, обожая наше естество, даруя несовершенному земному человеку духовную полноту Божественного бытия, чистого от власти зла.   

      Когда христианин старается прощать личные обиды и творить людям добро в ответ на зло, он тем самым подражает Богу, продвигаясь по пути реального духовного совершенствования. Творчество добра и любви просветляет естество человека благодатным духом Божественной Любви, превращает христианина в богочеловека, наполненного невыразимым Божественным миром.

      Благодатный мир Святого Духа, изливающийся из души смиренного и доброго христианина, является главным средством религиозного творчества, которое спасает самого верующего и учит исполнению воли Божией  окружающих людей. Поэтому Сын Божий Господь Иисус Христос учит нас на примере собственной земной жизни любви и всепрощению по отношению ко всем людям без исключения. Если христиане, подобно язычникам и грешникам будут  целенаправленно мстить за свои обиды, даже незаслуженные, вряд ли они смогут научить неверующих и иноверующих чему-то хорошему.

       По сути дела мстительный, а значит злой верующий, фактически не является настоящим верующим. Он отличается от неверующих грешников только внешне благочестивым видом и самодовольным ощущением своей мнимой «праведности». Впрочем, не только христиане, но и все люди на земле призваны учиться творчеству бескорыстной любви, подражая абсолютному  всепрощению Творца. Именно так земной человек очищается от личных грехов, получая способность реально помогать освобождению нашего мира от власти зла.

*******

         Несовершенный земной человек имеет склонность делать скоропалительные выводы о незаслуженности своих обид и справедливости ответной мести. Но тут необходимо сначала разобраться, а является ли обида незаслуженной? Кто из людей может утверждать, что он никогда и никому не причинял зла?

      В подавляющем большинстве случаев верующие и неверующие люди одинаково терпят зло из-за того, что они сами творят его окружающим. Непричинение зла людям в  максимальной мере, возможной для земного человека,  доступно лишь немногим святым и праведникам. Но именно они, подобно безгрешному Богочеловеку Христу, больше остальных людей терпят незаслуженные обиды и больше всех прощают человеческое зло.

      Сознательный христианин неминуемо вступает в духовную борьбу против  демонических сил, которые люто ненавидят служителей бескорыстного добра и самоотверженной любви, направляя против них злых людей. Проявление зла по отношению к верующему, чем дальше, тем больше, является  следствием его духовного преображения. Чем сильнее мы стремимся творить волю Божию, тем больше нам приходится терпеть незаслуженные обиды. И, тем больше праведники превозмогают обиды, стараясь в любом случае отвечать людям искренним всепрощением.

      По сути дела настоящих праведников на Земле весьма мало. А святых, если брать за образец святости Господа Иисуса Христа, вообще нет. Можно с полным правом сказать, что злые чувства мести, гнева и осуждения, как со стороны, так и внутри нас, являются следствием нашей духовной слепоты, рождаясь из самолюбивого и гордого невидения собственного зла. Эгоист не понимает и не желает понимать тот очевидный факт, что зло причиняемое нам, является зеркальным отражением зла, проявленного нами по отношению к людям.

      Наиболее ярким признаком демонической греховности человека, считающего себя умнее, лучше и праведнее остальных людей, является присвоение неограниченного права мстить окружающим и судить чужие грехи. Присваивать себе данное Божественное «право» может только очень гордый и самолюбивый, то есть очень злой человек.

      Искреннее прощение человеческого зла является одной из главных обязанностей христианина. Тем самым мы  нейтрализуем и очищаем собственное зло, причиненное нами людям. Прежде чем идти в храм и обращаться к Богу с просьбой о прощении личных грехов, о помощи в земных делах и духовном развитии, христианин обязан вспомнить свои долги по отношению к людям, попросить прощения у обиженных им людей и загладить свое зло добрыми делами.

      Среди верующих духовная слепота самолюбивой гордости характерно выражается в том, что человек начинает буквально требовать от Бога «абсолютно справедливого» наказания верующих и неверующих грешников. Такой «правдолюбец» просто не понимает того, что реальное осуществление данного желания наиболее сильно ударит по его же грехам. «Верующий», который радуется будущему вечному страданию грешников, отстаивая его как «справедливое» Божественное установление, сам того не ведая служит силам зла, получая в  итоге то самое вечное наказание, желаемое им другим людям.  

      Не наше дело судить о наказании и отомщении личных грехов других людей. Грешный земной человек вообще не имеет права осуждать чужие грехи, и тем более мстить за обиды. Каждого из нас ожидает нелицеприятный суд вечности, на котором человеку будут по справедливости напомнены его добрые и злые дела, слова и мысли. Во избежание действительно заслуженного и справедливого наказания, мы еще на земле призваны искоренять собственные грехи не только через покаяние пред Богом и церковную Исповедь. Необходимо искренне просить прощения у обиженных нами людей, заглаживая обиды добрыми делами и полностью прощая причиненное нам зло. Так христианин обретает благодатную способность бескорыстно творить добро и, несмотря на многочисленные недостатки и падения, получает полное прощение личных грехов, обеспечивая спасение своей души.

 

  43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.  44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,  45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.  46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?  47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не также ли поступают и язычники?  48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Мф 5 (43-48)

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,  24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.  25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;  26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Мф 5 (23-26)

 

*** 7 ***

 

         Несмотря на непрекращающиеся безумства злого и гордого человечества, Господь продолжает прощать наши грехи и помогает всем людям без исключения, ограждая Землю от полного духовного и материального разрушения. Казалось бы, что люди давно должны принять Дары Божественной Любви. Однако грешники отказываются принимать спасительное действие Божественного Промысла или признают его особым, «удобным» для себя образом.

      Вместо подражания Любви и всепрощению Творца, вместо исправления собственных грехов, люди продолжают судить грехи окружающих, требуя справедливого наказания за чужое зло и «забывая» про личные преступления. Для установления на земле подлинной справедливости, нам, первым делом, необходимо прекратить осуждать чужие грехи. Каждый земной человек, который сам является грешником, так или иначе творящим зло, просто не имеет права судить других людей.

      Человек, беспощадно судящий других грешников, неминуемо забывает об исправлении собственного зла, сотворенного им по отношению к людям. В результате человек, осуждающий других, теряет возможность обрести прощение личных грехов и войти в вечную жизнь. Не говоря уже о том, что осуждение создает наилучшие условия для непрекращающееся творения зла.

      Сознательно отказываясь осуждать чужие грехи, верующий  начинает внимательно следить за собой, учится видеть и исправлять собственные недостатки. Духовно трезвое видение собственного зла приводит к тому, что христианин учится прощать людям все нанесенные ему обиды, не выделяя среди них заслуженные и незаслуженные. Постепенно смиренное неосуждение открывает христианину, что от него напрямую зависит полноценное прощение личных грехов, освобождение человека от власти зла и спасение его души через  творчество праведной жизни.

     Никакая материальная награда не сравнится с вечной жизнью, которая естественным образом продолжает праведную и добрую земную жизнь. Следуя ясным путем христианского неосуждения и всепрощения, души праведников уже на земле очищаются от своих грехов и освобождаются от суда за сотворенное зло. После смерти такие души спокойно восходят к Богу.

      Господь прощает грехи и уничтожает зло сознательных праведников вовсе не потому, что они «униженно вымаливают у Бога прощение грехов», подобно тому, как льстивый подчиненный выпрашивает себе милости у гордого земного начальника. Господь может благодатно очистить, простить и преобразить только сознательного исполнителя воли Божией, который искренне творит добро, спасая собственную душу и с любовью помогая спасению окружающих.

        Грешник, осуждающий других людей за малейшие прегрешения и не видящий огромности собственного зла, не хочет очиститься от власти зла по собственной воле. И потому после смерти его ожидает действительно беспристрастный суд вечности, где по справедливости придется отвечать за каждую злую мысль, слово и дело.

 

*******

         По причине собственной греховности ни один человек не имеет права осуждать чужие грехи и должен сразу прощать нанесенные нам личные обиды. Это единственная возможность обрести Божественное всепрощение личных грехов через неискаженное видение своих недостатков и их благодатное преодоление.

        Заметим, что христианину недостаточно одного пассивного неосуждения, направленного на личное спасение. Активная праведная жизнь дает верующему наилучшую возможность избежать осуждения за личные грехи. Каждый христианин должен стать сознательным учеником Бога, который  бескомпромиссно борется с грехом внутри себя, решительно подражая Божественному творчеству бескорыстной любви по отношению  к людям.

      Знаменательно, что для христианина, искренне любящего Бога и людей, вопросы личного спасения уходят на второй план. Благодатное познание абсолютной Любви Творца и практическое подражание ей по отношению к людям, изгоняет всякий страх за личное спасение. Добрый и любящий христианин реально видит спасительную полноту духовного воздаяния, ожидающего праведных людей в земной и вечной жизни.

         Спасение души есть высшая ценность для каждого человека. И одновременно ни один христианин не имеет права эгоистично думать только о собственных духовных проблемах, замыкаясь в ограде личного спасения. Это звучит довольно дерзко, но для сознательного ученика и друга Христа личное спасение перестает быть высшей духовной ценностью, место которой занимает богосотворчество во имя спасения погибающего мира.

 

*******

         Самолюбивый человек, с легкостью осуждающий чужие грехи и не замечающий собственных, никогда не познает смысла и цели истинной православной веры. Верующие и неверующие гордецы одинаково пытаются наставлять и учить людей, навязывая им свое мнение, хотя сами ничего не понимают в духовной мудрости. Ведь гордость в любом случае лишает человека благодатного знания, посылаемого свыше смиренным и добрым людям.

      Гордый «верующий», несмотря на любые аскетические подвиги и богословские познания, может научить людей только заблуждениям лицемерного фарисейского обрядоверия. Данная «учеба», «когда слепой ведет слепых», приводит к духовному падению и самого учителя и тех, кто ему подражает.

      Во избежание личного духовного падения, ради обретения спасения души и реальной помощи погибающему миру, христианину необходимо постоянно помнить о спасительной роли смирения и губительном влиянии гордости. Главным отличием грешного и злого человека является не столько нарушение обрядового закона, сколько религиозная гордость, выраженная в полном невидении личного зла и фанатичном осуждении чужих грехов. 

      Личное исправление и духовная помощь людям достигаются совместной работой по очищению христианина от власти телесных и душевных страстей. Практическая борьба с властью зла начинается с того, что верующий учиться видеть и исправлять личные грехи. Таким образом христианин подражает Святости и Любви Творца, благодатно обретая богоподобную власть и силу, которые реально влияют на развитие нашего мира в лучшую сторону.

      Для действительного «погашения» личных грехов и «обезвреживания» человеческого зла, не нужно многословных «мудреных» поучений и сложных обрядов. Жизнь праведного человека, просветленного благодатным духом смиренного неосуждения, лучше любых проповедей показывает миру образец исполнения христианских заповедей. От смиренного и доброго праведника ясно исходит богоподобное сияние Святого Духа, которое яснее всех поучений укрепляет и вразумляет людей, помогая им совершить спасительный путь христианской жизни.

      Чем хуже человек развит в духовном отношении, тем  безгрешнее он себя считает, тем лучше видит самые малые чужие грехи, странным образом не замечая собственных великих прегрешений. Именно об этом говорит притча о «бревне и сучке». Особенно «хорошо» видны нам недостатки и грехи праведников, потому что пятна больших грехов  незаметны на «черной ткани» грешной души, а на «белой ткани» души праведника высвечивается самое малое пятнышко.

         Чем выше христианин поднимается по лестнице  благодатного богообщения и богопознания, тем  смиреннее он становится. Смиренный верующий предельно ясно понимает зависимость нашего спасения от милосердного всепрощения  Творца, а не от наших дел и тем более формального обрядоверия. Отсюда следует вывод - ни один человек на земле, будучи сам греховен, не имеет права судить чужие грехи.

 

   37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;  38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.  39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?  40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.  41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Лк 6 (37-42)

 

*** 8 ***

 

         Среди верующих распространено одно специфическое «церковное» искушение, основанное на ложной идее о том, что подробное обсуждение чужих грехов якобы приносит нам «духовную пользу». Данный путь изучения и различения страстей крайне опасен. В большинстве случаев он одинаково приводит верующих и неверующих «любителей обсуждать и рассуждать» к примитивному осуждению чужих грехов и самих грешников. Только по настоящему смиренные люди могут бесстрастно анализировать чужие ошибки, извлекая из них полезный опыт. Но такой «духовный анализ» резко отличается от примитивного осуждения, увлеченно перечисляющего чужие ошибки и недостатки.

      Праведники, которым Господь дает право духовного наставления, умеют смиренно судить не о человеке - плохой он или хороший, а о самом деле - согласно оно с заповедями Божиими или нет, является дело греховным или праведным. При этом обычно «не переходят на личности», что в подобных обсуждениях является самым «привлекательным и интересным».

      Христианская жизнь неотделима от искреннего смирения. Праведники предпочитают вообще не говорить и не думать о чужих грехах, боясь сорваться в примитивное осуждение. Наилучшим способом исправления и вразумления окружающих людей, является пример праведной жизни христианина, его личное очищение от страстей тела и души, его личное творчество добровольной праведности и бескорыстной любви. Христианин может и должен изгонять власть темных сил преимущественно личным примером всепрощения человеческого зла.

         Прежде чем думать об учительстве и исправлении окружающих, христианин обязан полноценно приложить силы в очищении собственных телесных и душевных грехов. На что уходит вся наша земная жизнь вплоть до самой смерти. Все христиане призваны подражать Святости и Любви Сына Божия и Богочеловека Господа Иисуса Христа. Однако совершенно безгрешных людей на земле просто не бывает. Поэтому даже  святые и праведные люди никого не осуждают и не стремятся учить, понимая, что нет на свете человека «аще жив будет и не согрешит». Это вовсе не значит, что мы обязаны совсем отказаться от любого воздействия на окружающих словом и делом. Просто надо понять, что только человек, смиренно осознающий и потому успешно исправляющий свои греховные недостатки, способен показать миру пример реальной праведности.

 

*******

         Когда праведники берутся за учительство, они делают это только в соответствии с волей Божией. Уча людей и обличая грехи по благословению свыше, христианин ведет себя с максимальным  смирением, каясь вместе с грешниками и буквально распиная себя за чужие грехи на кресте самоотверженной любви. Неудивительно, что благодатная сила святых эффективно исправляют грешников, причем так деликатно и незаметно, что они часто сами этого не замечают. Именно смиренная любовь и личный пример настоящих христиан, учат грешников осознавать свои грехи, без принуждения направляя кающихся на путь добровольного служения Богу.

      Раскрытие и обличение чужих грехов необходимо проводить предельно смиренно и аккуратно, с искренней любовью, чтобы не обозлить, не смутить и не погубить заблудшую душу грешника. В большинстве жизненных ситуаций, Господь разрешает священнослужителям и мирянам  обличать грехи только верующих людей, с которыми они находятся в постоянном церковном и духовном общении. Миссионерская проповедь среди мирских грешников и иноверующих, является трудом и правом немногих избранных служителей Церкви, получающих для своего подвига особую силу и знание.

      Одновременно каждый православный христианин призывается к проповеди и обязан показывать миру преступность греховной жизни. Но делать это надо не столько словами, сколько личным примером христианской жизни. Конечно, если неверующий или нецерковный человек добровольно захочет узнать о смысле православной веры, христианин должен смиренно, «не переходя на личности», рассказать ему, что такое грех и как надо правильно жить, спасительно творя волю Божию.

 

*******

         Когда христианин видит, что его верующий брат совершает грех, губит свою душу и соблазняет окружающих, он обязан со  смиренной любовью призвать грешника к исправлению. В любом случае обличение чужих грехов необходимо совершать сначала тайно, в личном общении. Нельзя сразу всенародно открывать чужие грехи, чтобы не унизить и не обидеть больную душу грешника. Настоящее обличение и исправление греха совершается только благодатным влиянием смиренной христианской любви.

        Конечно, не всегда грехи верующего человека, нарушающего христианские заповеди и живущего вопреки церковным канонам, можно исправить незаметно. Обычно самолюбивый «верующий» грешник не желает никого слушать, несмотря на то, что его греховное поведение производит зло и соблазны, скандалы и ереси в масштабах Церкви и общества.

         Нередко такие «верующие» считают, что отдельный христианин не является для них примером. Поэтому рассмотрение подобных вопросов приходится проводить «на следующей ступени» в присутствии немногих авторитетных свидетелей, имеющих в Церкви духовное влияние.

         Если человек отказывается признавать свою вину и продолжает самовольно грешить, непримиримо отрицая  общее мнение братьев по вере и нанося духовный вред всей Церкви, обличение его заблуждений и грехов необходимо совершать публично в церковном собрании.

      Это последняя ступень рассмотрения подобных вопросов, после которой Церковь соборным решением имеет право изгнать грешника, упорствующего в своем заблуждении, из церковного сообщества, отлучив его от Христианской Церкви.

        Прекращая церковное и духовное общение с бывшим братом по вере, православный христианин обязан по прежнему относится к нему с христианской любовью, ничем не отличая его от других неверующих и нецерковных людей. Подобное отношение православные христиане обязаны одинаково проявлять к инославным христианам и сектантам, к верующим нехристианских религий и  неверующим мирским людям.

 

*******

         Господь дает священнослужителям особую власть и силу для искоренения человеческих грехов. Соборная воля Церкви, которую обычно выражают ее служители, имеет предельно важное значение для обличения и прощения наших грехов. Священнослужители не просто выявляют грех, они от лица Церкви молятся за прощение грешника, вернее в данном прошении участвует вся Церковь, создавая наилучшие условия для преображения души кающегося грешника.

         Специально отметим, что церковная помощь, соборная молитва и Таинство исповеди не являются неким «магическим, волшебным» средством спасения. Для действительного осознания и прощения грехов христианин обязан принести искреннее покаяние, подтвержденное праведной жизнью и добрым отношением к окружающим людям.

      Смиренное христианское обличение и всепрощение грехов, вовсе не означает чересчур мягкого, безразлично «терпимого» отношения к явным грехам, страстям и духовным заблуждениям. Грехи и зло необходимо обличать и раскрывать. Другое дело, что делать это можно и нужно по разному, в зависимости от человека и его духовной сущности..

      Все люди имеют чувство собственного достоинства и любят, когда в них видят сознательную личность. Глупые угрозы вечных мучений и злобные обличения чужих грехов, только возмущают и отводят грешного неверующего человека от Церкви. И простых грешников и самых последних еретиков,  уходящих от духовной Истины Православия, можно исправить лишь благодатным действием всепрощающей христианской святости.

         Это единственно правильный путь духовного исправления грешного мира, потому что через творчество смиренной любви на грешников действует не просто человеческий авторитет и пример, но Божественная сила Святого Духа, для которой нет ничего невозможного.

 

*** 9 ***

         Христианское обличение грехов и самых опасных ересей, вовсе не означает каких-то особых  проклятий в отношении грешника. Человек, который в силу своих греховных и догматических  заблуждений гордо не желает слушаться голоса Церкви, признавая авторитет церковного учения, отлучается от церковного общения до тех пор, пока не признает своих ошибок и не покается. Вернее сказать, что он сам отлучает себя от Церкви своим выбором.

      Каждый человек  имеет право жить и думать так, как ему хочется. Но это не значит, что Церковь обязана терпеть в среде верующих грех и зло. Если человек не хочет жить  христианской жизнью, ему незачем  называть себя членом Христианской Церкви и нечего делать в церковной организации. Такой человек обязан или признать свои ошибки - покаяться и исправиться, или добровольно  уйти из церковного сообщества.

      Верующий или неверующий человек, вольно или невольно уходящий из Церкви, ни в коем случае не становится для христиан «заклятым духовным» врагом, которого прямо таки необходимо обзывать и осуждать. Церковное обличение грехов и ересей, так называемая анафема, ни в коем случае не должна пониматься как некое «духовное проклятие», дающее верующим право проявлять самодовольное злорадство по поводу «заблуждения, осуждения и духовной погибели» еретика или грешника. Анафема означает беспристрастное обличение греха или неправильного учения, не переходящее на гневное и злобное обличение личности самого грешника.

     

       15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;  16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;  17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.  18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.  19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,  20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

       21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?  22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.

      23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;  24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;  25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;  26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.  27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.  28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.  29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.  30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.  31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.  32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;  33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?  34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.  35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.  Мф 18 (15-35)

 

*** 10 ***

         Все земное человеческое творчество -  видимые дела, слова и мысли, имеет под собой определенную духовную основу в глубине сознания и сердца человека, направляясь живущим в нас духом праведной или грешной жизни, духом добра или духом зла.

         Увидеть и понять сущность человека можно только на примере его жизни. Грешный человек, наполненный демонической энергией зла, неминуемо проявляет себя в злых мыслях, словах и делах. Праведный и добрый человек, с душой просветленной Божественной энергией-благодатью Святого Духа, обязательно проявляет себя в добрых деяниях.

      Естественно, что любые мысленные, словесные и явные формы мести, гнева и осуждения, являются несомненным злом, недопустимым для последователя Господа Иисуса Христа. При этом христианин призван ясно различать внутреннюю сущность видимой религиозной деятельности, разнообразные виды которой могут направляться как благодатным духом смиренной любви, так и демоническим духом себялюбивой гордости.

      Христианину обязан предельно строго контролировать свое поведение, постоянно наблюдая за своими делами, мыслями и словами. Весьма опасно утешать себя ложной надеждой на то, что спасение души и творение воли Божией совершается главным образом через видимое обрядовое  благочестие – пост, молитву, хождение в храм, совершение обрядов и участие в Таинствах.

      Ветхозаветные фарисеи, тщательно проявлявшие на людях обрядовое благочестие, фактически отрицали подлинное поклонение и служение Богу. Тем самым фарисеи сознательно не допускали благодатное воздействие Святого Духа в свои эгоистичные сердца и гордые умы. В результате воплощенного Сына Божия отвергли, осудили и предали самые «благочестивые» верующие. Таков неминуемый итог искажения сердца и сознания человека духом религиозной гордости, которая неограниченно осуждает чужие грехи и не видит собственного падения.

      Пример падения ветхозаветных фарисеев не меньшим образом относится к православным христианам, открывая нам образ правильного одухотворенного христианского поведения и боговдохновенного понимания заповедей Христа. Не стоит бояться правды, ведь Божий суд рано или поздно беспощадно откроет всему миру действительное зло и мнимую веру фарисейского обрядоверия.

      Вполне может получиться так, что православный христианин будет всю жизнь ходить в храм, напрасно воображая себя членом Церкви Христовой и не являясь им в действительности. Любая форма словесных и мысленных грехов, направленных на гордое осуждение, даже любое бессмысленное праздное слово, приводит человека к духовной слепоте, осуждая его собственную душу. А гордое осуждение может легко приводить к погибельному отрицанию воли Божией, когда человек совершает непростительный грех «хулы на Святого Духа», вольно или невольно отвергая Божию волю, заботящуюся о нашем спасении.

 

       43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,  44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.  45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

     46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?  47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.  48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.  49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое. Лк 6 (43-49)

 

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.  23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?  24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.  25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.  26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?  27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.  28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.  29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.  30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.  31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;  32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.  33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.  34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.  35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.  36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:  37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Мф 12(22-37)

Голосов пока нет